Семья, материнство и детство

Руководитель секции - Карпович Наталья Николаевна

Информация о работе секции в 2020 году.

Показать

1. Особо значимая информация

В условиях пандемии и введения карантинных мер в детских учреждениях не все из запланированного секцией «Дети в трудной жизненной ситуации» было реализовано. Среди наиболее значимых результатов работы секции в 2020 году можно выделить следующие:

1. В условиях введения карантинных мер в детских учреждениях членами секции было принято активное участие в разработке рекомендаций по организации деятельности организаций для детей-сирот, органов опеки и попечительства, связанной с мерами безопасности детей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такими как временное перемещение детей из учреждения в семьи, семейным устройством в условиях карантинных мер и др.

2. Проведение общественного онлайн-мониторинга деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приняли участие 846 организаций во всех 85 субъектах РФ), организованное членами секции при поддержке профильных министерств. В ходе мониторинга была получена информация о ситуации в субъектах РФ в части наличия средств защиты в организациях, сохранения объемов оказываемых в них услуг, продолжения семейного устройства и т.д.

3. Проведение правовой экспертизы законопроектов, регулирующих вопросы осуществления родительских прав и отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ депутатом П.В. Крашенинниковым, сенатором А.А.Клишасом, депутатом Е.Б. Мизулиной). В контексте достаточно слабой проработки данных законопроектов члены секции приняли активное участие в подробном анализе документов и донесении своей позиции на значимых площадках для принятия взвешенного решения о необходимости доработки законопроектов.

4. Членами секции проведена большая работа по исследованию существующих форм статистической отчетности, аккумулирующих информацию о детях, находящихся в различных ситуациях, требующих государственного вмешательства. В настоящее время существует более 15 различных форм, заполняемых различными ведомствами. В рамках анализа законодательства и указанных форм, было установлено, что существует 36 категорий детей, нуждающихся в помощи государства, сравнительный анализ которых показывает внутренние противоречия и их существенную избыточность. В ходе работы были выработаны предложения по корректировке данных форм и дальнейшей работы по совершенствованию семейного и социального законодательства, направленному на их гармонизацию; определены пути дальнейшей работы членов Совета с министерствами.

Достижение указанных результатов способствует реализации мероприятий Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, План мероприятий («дорожной карты») по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства, на период до 2021 года.

2. Отчет о работе Секции

1. Общая информация о работе Секции

1.1. Существенную часть работы в первой половине 2020 года составила работа, связанная с защитой и поддержкой детей, проживающих в организациях для детей-сирот, в условиях пандемии и введения карантинных ограничительных мер:

1) разработаны оперативные меры, которые были отражены в бюллетенях (разрабатывались в апреле – июне 1 раз в 2 недели) и направлены в министерства и другие ведомства; бюллетени с рекомендациями о необходимых мерах, направленных на разрешение проблемных ситуаций, связанных с пандемией (в части поддержки семей с детьми, а также обеспечения безопасности в организациях для детей-сирот и необходимости продолжения семейного устройства детей) – для федеральных министерств и ведомств;

2) в ходе реализации указанных оперативных мер членами Совета принято активное участие в разработке:

- писем Министерства просвещения РФ (и иных профильных министерств) с рекомендациями субъектам РФ о необходимости продолжения семейного устройства детей, находящихся в организациях для детей-сирот, а также временного перемещения детей в семьи на период пандемии;

3) по инициативе руководителя секции Е.Л. Альшанской в целях контроля реализации в организациях для детей-сирот в субъектах РФ федеральных требований по обеспечению безопасности воспитанников, а также максимального сохранения ритма жизни детей при поддержке Минпросвещения России, Минтруда России и Минздрава России был организован и проведен всероссийский общественный онлайн-мониторинг исполнения федеральных указаний и рекомендаций организациями для детей-сирот и иными стационарными организациями для детей (мониторинг проводился путем анкетирования). Мониторинг был проведен во всех 85 субъектах РФ, в нем приняли участие 846 учреждений. Анализ полученной от учреждений информации позволил установить основные проблемы учреждений, связанные с пандемией, а также выработать рекомендации по совершенствованию деятельности данных учреждений, которые были отражены в протоколе поручений Совета.

1.2. Деятельность, направленная на совершенствование семейного законодательства, регулирующего вопросы осуществления родительских прав:

- создана рабочая группа по анализу законодательства в части норм, регулирующих вопросы ограничения в родительских правах, лишения родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;

-доработаны предложения по совершенствованию Семейного кодекса РФ, в рамках рабочей группы проведены обсуждения проекта с представителями органов государственной власти, субъектов РФ, некоммерческих организаций;

- проведена экспертиза законопроектов, регулирующих вопросы осуществления родительских прав и отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ депутатом П.В. Крашенинниковым, сенатором А.А.Клишасом, депутатом Е.Б. Мизулиной).

1.3. Разработка предложений, направленных на благополучие детей в трудной жизненной ситуации:

- работа в рамках межведомственной группы по разработке  модели перехода на единую подчиненность организаций для детей-сирот – по выработке требований к указанной единой модели;

- подготовка предложений по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

- принято участие в разработке концепции федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения»;

- проведен анализ существующих форм статистической отчетности, аккумулирующих информацию о детях, находящихся в различных ситуациях, требующих государственного вмешательства. Подготовлены предложения по совершенствованию форм отчетности;

- принято участие в разработке разделов проекта Плана мероприятий по реализации Десятилетия детства на 2021- 2027 гг., касающихся поддержки семей с детьми в трудной жизненной ситуации, профилактики социального сиротства, а также деинституционализации учреждений;

- подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в части регулирования вопросов содержания детей, не имеющих статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в организациях для детей-сирот, а также использования имущества, закрепленного за такими детьми;

- совместно с Минздравом России подготовлены предложения по созданию Экспертного совета по наркологии при Минздраве России.

Члены секции приняли участие в разработке нового проекта Регламента Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Работа осуществлялась путем проведения онлайн-совещаний, совместной работы с документами.

2. Итоги работы Секции

Секция приняла участие:

1) в заседании по вопросам, связанным с распространением коронавирусной инфекции нового типа в Российской Федерации (30 апреля 2020 г.) – с включением в протокол предложений от секции;

2) во внеочередном заочном заседании по проблемным вопросам в условиях распространения коронавирусной инфекции (3 июля 2020 г.) – с включением в протокол предложений от секций;

3) в подготовке протокольных поручений по заседанию от 30 ноября 2020 г. по теме профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения.

Наиболее чувствительными в 2020 году были две большие темы:

1) Поддержка и защита прав детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях пандемии и карантинных мер.

Проведена оперативная работа, направленная на выработку рекомендаций Минпросвещения России, Минтруда России и Минздрава России в адрес организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная необходимость была обусловлена неопределенностью ситуации, связанной с пребыванием детей в учреждении, что создавало высокий риск заражения, с дальнейшим семейным устройством детей и т.д. В результате оперативной совместной работы членов Совета и министерств были подготовлены рекомендации, направленные на временное размещение детей из учреждений в семьи, а также направленные на продолжение семейного устройства в сложившихся условиях. В некоторых субъектах РФ члены Совета работали непосредственно с региональными органами власти в указанных целях. Кроме того, был проведен всероссийский онлайн-мониторинг, в ходе которого была получена информация о том, с какими проблемами сталкиваются учреждения в тех или иных регионах, какие ресурсы в дефиците. В мониторинге была проведена проверка учреждений всех 85 субъектов РФ.

2) Совершенствование семейного законодательства, регулирующего вопросы осуществления родительских прав.

В 2020 году в публичном пространстве обсуждалось три проекта федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Семейный кодекс РФ и иные федеральные законы, затрагивающие вопросы осуществления родительских прав. Секция принимала активное участие в разработке одного из них и экспертизе двух других законопроектов (внесенных в Государственную Думу РФ Крашенинниковым и Клишасом, а также Е.Б. Мизулиной). С учетом значительного потенциального влияния, которое могли оказать данные изменения, и тех рисков, которые несли ряд положений данных законопроектов (особенно это касается законопроекта, внесенного Е.Б. Мизулиной), глубокая экспертиза и встречные предложения секции Совета имели большое значение для принятия взвешенного решения о необходимости доработки законопроектов.

Анализ взаимодействия с министерствами. Что касается оценки взаимодействия членов секции и профильных ведомств, то нужно отметить, что в условиях введения карантинных мер члены секции оперативно работали с Минпросвещения России по вопросам дальнейшего функционирования организаций для детей-сирот.

Однако в ряде случаев взаимодействие осуществляется недостаточно эффективно. В частности, в рамках исполнения пункта 2 раздела I протокола Совета от 20 декабря 2019 г. №8, члены Совета приняли участие в совещании с Заместителем министра здравоохранения Российской Федерации О.О. Салагаем и экспертами в сфере оказания наркологической помощи, в ходе которого было сделано предложение создать рабочую группу при Минздраве по вопросу совершенствования наркологической помощи и реабилитации. Однако на данный момент информации по этому предложению членам Совета не поступило.

Кроме того, в ходе реализации пункта 5 раздела I протокола Совета от 20 декабря 2019 г. №8 в рамках рабочей группы обсуждался проект внесения изменений в Семейный кодекс РФ в части совершенствования регулирования вопросов лишения родительских прав и ограничения в родительских правах, однако итоговые предложения рабочей группы не были согласованы с членами Совета – участниками данной рабочей группы и непосредственно разработчиками данного проекта федерального закона. Считаем целесообразным продолжение работы над проектом с Минпросвещения России.

К главным результатам можно отнести:

- разработку федеральных рекомендаций по организации деятельности организаций для детей-сирот в условиях пандемии, включая продолжение семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; в результате этого большая часть детей были временно помещены на проживание в семью, в ряде субъектов РФ продолжалось семейное устройство детей, проживающих в организациях для детей-сирот;

- проведение общественного онлайн-мониторинга деятельности организаций для детей-сирот в условиях введения карантинных мер во всех 85 субъектах РФ, позволившего получить информацию о ситуации в субъектах РФ в части наличия средств защиты в организациях, сохранения объемов оказываемых в них услуг, продолжения семейного устройства и т.д.;

- проведение правовой экспертизы законопроектов, регулирующих вопросы осуществления родительских прав и отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ депутатом П.В. Крашенинниковым, сенатором А.А.Клишасом, депутатом Е.Б. Мизулиной), что способствовало принятию взвешенного решения о необходимости доработки законопроектов.

Отметить работу конкретных членов секции и экспертов секции.

Следует отметить особый вклад в работу членов секции Е.Л. Альшанской, Е.Б.Береговой, В.А.Смирнова, Н.Р.Новожиловой, А.Л.Битовой, В.А.Меньшова.

Что не удалось. Почему, что помешало, какие причины? Как планируется решать проблему

В целях проведения заседания по теме реорганизации системы помощи семьям и детям в целях обеспечения приоритета права ребенка на жизнь и воспитание в семье в 2020 году предполагалось проведение масштабного общественного мониторинга организаций для детей-сирот, а также учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних (СРЦ, социальных приютов и др.). Однако в связи с введением карантинных мер данные мероприятия не были проведены. Планируется провести данный мониторинг в 2021 году с учетом эпидемиологической ситуации.

В ноябре 2020 года планировалось проведение заседания по теме реорганизации системы помощи семьям и детям в целях обеспечения приоритета права ребенка на жизнь и воспитание в семье, однако оно было перенесено на февраль 2021 года по состоянию здоровья ряда участников процесса организации заседания.

Планы на будущее (темы в план на следующий год).

Тема: О деинституционализации государственной системы попечительства над детьми (февраль 2021 г.)

Перспективы работы на следующий год

В феврале 2021 года секция планирует провести заседание, посвященное теме деинституционализации государственной системы попечительства над детьми, предполагающее рассмотрение вопросов реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СРЦ, социальные приюты и др.); совершенствования системы поддержки семей с детьми в трудной жизненной ситуации; законодательного закрепления института профессиональной приемной семьи и других вопросов.

Также в 2021 году будет продолжаться работа по проведению общественного мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»; проработке совместно с профильными министерствами модели единой подведомственности организаций для детей-сирот, подготовке предложений по совершенствованию семейного законодательства и социального законодательства.


popechitely-foto-s-zasedaniyapopechitely-foto-s-zasedaniyapopechitely-foto-s-zasedaniya