Госдума одобрила освобождение медработников от уголовной ответственности за неумышленную утрату наркосодержащих препаратов
Госдума одобрила освобождение медработников от уголовной ответственности за неумышленную утрату наркосодержащих препаратов

11.06.2021

Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к уголовной ответственности в случае утраты по неосторожности наркотических и психотропных лекарственных препаратов.

В проекте закона уточняется, что уголовная ответственность не наступит, если «утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам». Факт утраты должны зафиксировать в специальной комиссии в порядке, установленном Минздравом РФ по согласованию с МВД.

Совет по вопросам попечительства неоднократно обращал внимание на необходимость изменения законодательства с целью ликвидации потенциального риска уголовной ответственности для медицинских работников за непреднамеренную утрату наркотических и психотропных обезболивающих препаратов. По мнению экспертов, страх уголовной ответственности побуждает врачей к минимизации использования подобных анальгетиков в своей работе, от чего в конечном счете страдают пациенты, нуждающиеся в обезболивании.

  • В 2014 году Совет выступил одним из инициаторов пересмотра нормативной правовой базы, регулирующей оборот наркотических и психотропных лекарственных препаратов. Тогда было проведено два совещания на уровне вице-премьера, итогом которых стало внесение изменений в соответствующие приказы Минздрава. В частности, были упрощены требования к оформлению рецептов и количеству выписываемых лекарств при первичном и повторном назначении. Изменения также позволили получать рецепты законным представителям пациентов. Кроме того, был упрощен порядок уничтожения не полностью использованных первичных упаковок наркотических и психотропных препаратов, упрощены требования к организации их хранения и перевозки.

  • В январе 2015 года состоялось внеочередное заседание Совета, посвященное вопросам обеспечения онкологических больных обезболивающими препаратами. На заседании, в частности, было решено разработать комплекс мер («дорожную карту») по повышению доступности обезболивания. Документ был разработан при участии членов Совета и заинтересованных ведомств и подписан Председателем Правительства РФ 1 июля 2016 года.

  • В марте 2017 года Совет провел очередное заседание, по итогам которого профильным ведомствам было поручено создать федеральный регистр паллиативных пациентов, в том числе нуждающихся в терапии наркотическими и психотропными анальгетиками. Тогда же вице-премьер Ольга Голодец поручила подготовить предложения по декриминализации деяний медицинских и фармацевтических работников, связанных с нарушениями правил оборота наркотических и психотропных препаратов при условии, что указанные деяния не повлекли причинения вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия, а также не были совершены из корыстных побуждений.

  • В апреле 2018 года Совет вновь вернулся к рассмотрению проблемы обезболивания. Тогда член Совета Анна Федермессер подняла вопрос об отсутствии системы ведения единого учета граждан, нуждающихся в получении сильнодействующих анальгетиков. Вице-премьер поручила Минздраву завершить эту работу до 1 мая 2018 года.

  • В июне 2019 года заседание Совета, посвященное развитию системы оказания паллиативной помощи и повышению доступности обезболивающей терапии, прошло при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Он, в частности, напомнил, что в марте того же года Президент России подписал подготовленный Правительством закон об оказании паллиативной помощи, а Правительство внесло ряд важных изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В свою очередь, вице-премьер Татьяна Голикова предложила обсудить механизм, при котором дела медиков, связанные со случайной утратой или уничтожением наркосодержащих лекарственных препаратов, рассматривали бы специальные комиссии, создаваемые внутри медицинских организаций. Данный механизм в итоге лег в основу законопроекта, принятого Госдумой в третьем чтении 9 июня этого года.

  • Летом 2019 года в ходе «прямой линии» с Владимиром Путиным Анна Федермессер обратила внимание президента на страх медработников перед использованием опиоидных анальгетиков в связи с возможным уголовным преследованием в случае непреднамеренной утраты препарата. Тогда Президент высказал мнение, что «нужно фиксировать подобные утраты либо расход не по регламенту каким-то актом, который подписывается не только врачом, медсестрой, но и заведующей поликлиники, главврачом». Этот вопрос обсуждался также в октябре 2019 года на встрече Президента с представителями общественности в Калининградской области.

  • В июле 2020 года на очередном заседании Совета вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о подписании Плана мероприятий по повышению качества и доступности паллиативной помощи до 2024 года. Документ был подготовлен при участии членов Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере и Общероссийского народного фронта. Планом мероприятий предусмотрено, что к 2024 году объем заявляемой регионами потребности в обезболивающих лекарственных препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества, должен покрывать не менее 95% (в инвазивных формах) от расчетного (на основании методических рекомендаций, исходя из нуждаемости). То же самое касается и фактической выборки заказанных регионами препаратов. По неинвазивным формам короткого действия плановые показатели несколько ниже (заявленная потребность - 90%, полнота выборки – 80%), для сравнения, в 2019 году объем заявленной потребности по данным препаратам составлял всего лишь 15%, а полнота выборки не превышала 5%.

Анна Федермессер,

Директор ГБУЗ ДЗМ «Центр паллиативной помощи», учредитель и член правления Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», член Совета:

«Важно отметить тех, кто работал над законопроектом: это благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» и благотворительный фонд «Подари жизнь», у нас была внутренняя рабочая «группа содействия», в которую входили самые разные люди — и бизнесмены, и чиновники, и друзья фондов. Возглавлял эту группу Анатолий Борисович Чубайс как член попечительского совета фонда «Вера». Огромная работа была проделана на площадке открытого правительства под руководством Михаила Абызова. Самый большой объем работы — это были поручения Президента — лег на Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Работа начиналась еще при О. Ю. Голодец и продолжалась при Т. А. Голиковой. И мне кажется, что нужно поблагодарить всех членов совета, кто поддерживал нас на каждом заседании. Я прекрасно помню времена, когда представители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков говорили нам прямо в лицо, что они считают врачей со шприцами значительно более опасными, чем сумасшедших милиционеров с заряженными пистолетами. Но слава Богу, те времена прошли. От мракобесия мы сдвинулись к цивилизации.

Что это означает? Что врач, добросовестно исполняющий свои обязанности, стремящийся помочь пациенту, но при этом допустивший какие-то ошибки, которые не несут ни вреда здоровью, ни внешнего ущерба, не будет уголовно наказан. Да, он может раздавить или потерять ампулу с сильнодействующим опиоидным анальгетиком — морфином, например. Или таблетка может выпасть, закатиться за батарею — никак ты ее не найдешь. До сегодняшних законодательных изменений подобные вещи (а у нас в стране действует скорее презумпция виновности, нежели презумпция невиновности) приводили врача на скамью подсудимых.

Сегодня, если произойдёт утрата или утеря, и врач никак не содействовал тому, чтобы эта утерянная ампула или таблетка попали в нелегальный оборот — это больше не уголовная ответственность. И внутрибольничная комиссия собирается, разбирает эту ситуацию, пишет, при каких обстоятельствах это произошло, фиксирует утрату, и жизнь продолжается дальше.

С точки зрения законодательства — это, безусловно, прорыв, с точки зрения того, как и когда это скажется на качестве обезболивания — увы, не прорыв. Потому что завтра мало что изменится. Во-первых, необходимо время, чтобы люди про это узнали и поняли, что теперь так, а не иначе. Во-вторых, нужно, чтобы несколько громких кейсов были освещены СМИ. Причем освещены не сухим юридическим языком, не с использованием суровой терминологией, а по-человечески.

Но самое главное не это. Самое главное — чтобы врачи начали обезболивать. Эта ситуация ведь долгое время висела над ними дамокловым мечом. Врачи усвоили, что лучше не связываться с такими препаратами, потому что тебя могут посадить. Нам нужно как-то донести до всего медицинского сообщества — теперь за обезболивание не сажают. Ведь за 10 лет уже выросло целое поколение врачей, которые не занимались обезболиванием. Их не учили этому. Они не знают механизмов, препаратов, боятся дозировок, у них есть страх, а знаний нет. Так что самое главное сейчас — обучить врачей.

Вопрос «Насколько сильно и что у вас болит?» должен стать таким же стандартным и понятным, как «Какое у вас давление, рост, вес?» И шкала боли от 1 до 10 должна стать понятным и доступным всем механизмом. Чтобы получать ответы «у меня болит на 3-7-9 баллов», нужно вести работу и с обществом, и с медиками.

10 лет — это долгий путь. За 10 лет очень многое изменилось. И те изменения, которые происходили, помогли прийти к вчерашнему решению о декриминализации ответственности врача за утрату наркотических средств. Стали больше говорить о паллиативной помощи; стали понимать, что человек не должен терпеть боль, что любая боль излечима; сформировался запрос на изменения и среди пациентского сообщества, и в профессиональной среде».

Михаил Фонарев,

Директор федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод», член Совета:

«Частичная декриминализация деяний медицинских работников, предусмотренных статьей 228.2 Уголовного Кодекса – это крайне разумная и своевременная мера. Президент, Правительство и профильные фонды неоднократно акцентировали внимание на необходимости повышения доступности наркотических и психотропных лекарственных средств для граждан, нуждающихся в обезболивании. Еще недавно Российская Федерация довольно серьезно отставала от развитых стран в обеспечении такими препаратами как хронических больных, так и пациентов с острой болью. Не так давно нам удалось переломить эту ситуацию, и сейчас у каждого гражданина нашей страны, который нуждается в обезболивании, есть возможность получить адекватную помощь.

Разумеется, это влечет за собой увеличение оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов в различных формах выпуска: таблетированной, ампульной, трансдермальной. К сожалению, наши врачи, медсестры, фельдшеры, зачастую, работают в очень сложных условиях, особенно, когда речь идет о работе выездных бригад. Каждый случай утраты препарата в настоящее время является предметом уголовного разбирательства, но после принятия соответствующего закона эти деяния будут рассматриваться специальными комиссиями в медицинских организациях, а органы внутренних дел, в свою очередь, будут опираться на их заключения.

Нужно посмотреть, как эта норма законодательства будет работать на практике. Если изменения в законодательстве не приведут к увеличению незаконного оборота данной категории препаратов, то в перспективе можно будет говорить о возможности ее расширения на других субъектов, задействованных в легальном обороте наркотических и психотропных веществ, включая сотрудников аптечных организаций и предприятий-производителей».

Справка:

Законопроект № 1121450-7 «О внесении изменения в статью 228-2 Уголовного кодекса РФ» был внесен в Государственную Думу 1 марта 2021 года Правительством Российской Федерации. Согласно пояснительной записке, проект направлен на «гуманизацию уголовного законодательства в отношении лиц, допустивших при осуществлении медицинской деятельности нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, повлекшее по неосторожности их утрату». Несмотря на предложенные послабления, представленные изменения не будут исключать дисциплинарную и (или) материальную ответственность за утрату вверенных медикам наркотических средств.

9 июня 2021 года принят Государственной Думой в III чтении. 10 июня 2021 года направлен на рассмотрение Совета Федерации.

 

Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере