Минтруд представил лучшие региональные практики работы с детьми-инвалидами
Минтруд представил лучшие региональные практики работы с детьми-инвалидами

12.10.2015

В соответствии с пунктом 4 раздела III протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 25 июня 2015 г. №6 Минтруд России направляет информацию об имеющихся в субъектах Российской Федерации лучших региональных практиках работы с детьми-инвалидами на базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

В соответствии с пунктом 4 раздела III протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 25 июня 2015 г. №6 Минтруд России направляет информацию об имеющихся в субъектах Российской Федерации лучших региональных практиках работы с детьми-инвалидами на базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

Информация об имеющихся в субъектах Российской Федерации лучших региональных практиках работы с детьми-инвалидами на базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей

Минтрудом России проанализированы представленные субъектами Российской Федерации региональные практики работы с детьми-инвалидами на базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (далее -дома-интернаты).

Анализ представленной субъектами Российской Федерации информации показал, что работа с детьми-инвалидами в домах-интернатах осуществляется по различным направлениям. В частности, обеспечивается не только оказание социально-бытовых услуг, но и организована работа по предоставлению социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала детей-инвалидов. Одновременно с этим, организовано обучение детей-инвалидов, проведение с ними образовательных, спортивных, обучающих мероприятий, кружковой деятельности. Что касается конкретной практики работы регионов с детьми-инвалидами в домах-интернатах, можно выделить несколько основных направлений: образовательная деятельность, спортивные и оздоровительные мероприятия, творческая деятельность, иные формы развития и социализации детей.

Необходимо отметить, что ряд субъектов Российской Федерации (например, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Хакассия, Приморский край) в своей работе применяют элементы технологии педагогики М. Монтессори. Идея данной технологии работы заключается в подготовке ребенка к интеграции в социум в игровой форме с элементами обучения. В регионах при осуществлении учебно-воспитательного процесса применяются различные образовательные программы, в частности, в Брянской, Московской области и др. регионах, применяется "Программа обучения детей с выраженной умственной отсталостью", "Развитие и коррекция", "Особый ребенок" и иные.

В Республике Карелия в рамках предоставления социально ­педагогических и социально-психологических услуг в Ладвинском детском-доме интернате реализуются такие программы как: «Телесно­-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» (И.В. Ганичева), «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития» (Т.А. Датешидзе), «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (И.М. Бгажнокова).

Как показывает практика работы некоторых регионов (к примеру, в Республике Хакассия, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия­ Алания, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Республике Саха (Якутия), Самарской, Саратовской, Новосибирской областях) положительно развивает эмоционально-волевую сферу детей обучение и игры на компьютере.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Его использование в образовательном процессе является не только средством обучения, но и важным средством коррекции психических функций ребенка с нарушениями в развитии. использование компьютерных программ повышает мотивацию ребенка не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера. Использование компьютерных программ в обучении помогают тренировать память ребенка, развивать мышление, сосредоточенность, координацию пальцев, руки, улучшать усидчивость.

В Республике Калмыкия глубоко умственно отсталые дети осваивают программу «Перволого». Цель таких занятий: развитие и закрепление навыков у детей работе на компьютере, развитие у детей творческого и мышления, объемного воображения, развитие мелкой моторики, памяти, цветовосприятия. В ходе освоения программы «Перволого» дети научились создавать грамотные композиции из готовых шаблонов, собирать пазлы, играть в различные игры, направленные на развитие внимания, реакции, наблюдательности.

В домах-интернатах для умственно отсталых детей Удмуртской Республики реализуется проект «Использование мультимедийных средств в коррекции эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью». Целью проекта является расширение практики использования мультимедийных средств на занятиях педагогов. Для достижения данной цели реализовывались задачи обучения как педагогов, так и воспитанников пользованием компьютером, созданию собственной мультимедийной продукции. В рамках реализации данного проекта проведены: педагогические советы на темы: «Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями на физических занятиях с использованием мультимедийных средств», «Организация визуального пространства и его влияние на эмоции детей», «Использование мультимедийных презентаций в организации изобразительной деятельности», «Методика создания собственных мультфильмов на занятиях в компьютерном классе».

Отдельно стоит отметить работу регионов по обучению детей-инвалидов навыкам жизни в социуме, в быту.

К примеру, во Владимирской области на базе детского дома-интерната для умственно отсталых детей с 2010 года действует "Комната инструктивного проживания для обучения детей навыкам самообслуживания, ведения хозяйства. Обучение в данной комнате прошли 43 воспитанника, З из них на сегодняшний день проживают в домашних условиях.

С 2000 года в Новодвинском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии Архангельской области реализуется проект по постинтернатному сопровождению выпускников учреждения «Сервисное жилье». Данный проект представляет собой своеобразную учебную модель для самостоятельного проживания, что позволяет молодым людям с ментальными нарушениями быть трудоспособными и приносить пользу обществу. Всего в проекте «Сервисное жилье» приняли участие 16 воспитанников интерната, в том числе шесть девушек, 10 юношей. В настоящее время самостоятельно проживают в обществе 13 выпускников.

В отделениях Автозаводского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Нижегородской области создана специальная социально-тренажерная среда для социальной ориентации, адаптации детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В отделениях функционируют: тренажерная жилая комната в которой проводятся занятия, направленные на формирование навыков самообслуживания и личной гигиены, тренажерная бытовая комната-кухня в которой проводятся занятия по обучению воспитанников навыкам приготовления пищи по разработанной подпрограмме «Кулинария» (воспитанники учатся пользоваться бытовой техникой, сервировать стол), игровая комната позволяющая формировать у воспитанников навыки моделирования взаимоотношений со взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

По информации г. Москвы в домах-интернатах для умственно отсталых детей используется технология прикладного анализа поведения Applied Behavioral Analysis с помощью которой дети с умственной отсталостью и расстройствами аутического спектра обучаются социальным навыкам и правильному поведению. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и др., разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он самостоятельно не справляется ему дают подсказки, правильные ответы вознаграждают, неправильные -игнорируют. Данная технология имеет несколько сотен программ. Конечная цель ее использования - освоение ребенком окружающего мира самостоятельно.

В детском-доме, расположенном в Рязанской области с 38 воспитанниками проводится работа по адаптации и социальной реабилитации по методике «Портаж», нацеленной на преодоление стойких двигательных, интеллектуальных и эмоциональных нарушений. Пошаговая индивидуальная работа по данной методике по развитию детей-инвалидов, с учётом их особенностей, началась в 2006 году. В результате работы поданной методике дети приобрели навыки общения, приема пищи, удержания в руках предметов и игрушек, ориентирования в отделении, передвижения самостоятельно, а также с помощью ходунков. С 2010 года сотрудники детского дома-интерната не только проводят работу по этой модели с воспитанниками, но и принимают активное участие в обучающих семинарах по распространению применения модели «Портаж» на базах Научно-образовательного центра практической психологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Юго-Западного округа г. Москвы. В 2012 году модель «Портаж», реализованная в детском доме-интернате, вошла в каталог лучших социальных практик Российской Федерации.

Также в регионах имеется практика работы по социально-трудовой адаптации детей-инвалидов.

По информации Республики Башкортостан важное место в решении задач по социальной адаптации и интеграции воспитанников дома-интернатаз анимает организация социально-трудовой адаптации. Каждый этап работы, осуществляемый в доме-интернате Республики Башкортостан по социально-бытовой и трудовой реабилитации имеет свои задачи. В младшем возрасте ребенка обучают ориентироваться в пределах дома-интерната, объясняют назначение отдельных помещений и предметов быта, знакомят с миром игрушек, обучают их правильному поведению вовремя еды, на занятиях, обучают ходьбе парами и организованно, формируют у них навыки общения со взрослыми и сверстииками, учат слушать взрослых, выполнять их требования.

В более старшем возрасте основными задачами социально-бытовой и трудовой реабилитации является формирование у воспитанников умений и навыков необходимых для повседневной жизни таких как: содержание в чистоте жилища, своих личных вещей, их ремонт, приготовление несложных блюд, сервировка стола. Формирование социально-бытовых и трудовых навыков осуществляется через специальные коррекционно-развивающие занятия, такие как: «Социально-бытовая ориентировка», «Домоводство», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд», «Основы компьютерной грамотности», а также предпрофессиональная и профессиональная подготовка. Занятия трудом тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисованием, счетом.

Занятия проводятся с использованием игровых технологии. Проводимая трудовая реабилитация является одной из форм активного воздействия на познавательные и психические процессы умственно отсталого ребенка. Она выполняет развивающую функцию, воздействует на познавательную сферу, расширяя круг знаний и умений, способствует формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовое обучение направлено на решение социальных задач, таких как приобщение детей к общественно-полезному труду, что способствует их социальному росту.

Трудовое обучение также проходит в трудовых мастерских: столярной, швейной, вязальной, где впоследствии приобретают навыки простейших профессий, таких как дворник, плотник, слесарь, санитарка-уборщица, официант, швея.

Немаловажным фактором в работе с детьми-инвалидами является использование различных технологий, направленных на поддержани ездорового образа жизни, укрепление здоровья. В частности, элементы здоровосберегающей технологии для развития психофизических возможностей детей-инвалидов, их социализации в обществе посредством обучения здоровому образу жизни применяются в ряде субъектов Российской Федерации, например, республике Саха(Якутия), Белгородской, Тамбовской областях, г. Москва. Большое внимание при организации работы с детьми-инвалидами набазе детских домов-интернатов уделяется физической культуре и спорту. Это выражается не только в проведении в постоянном режиме физкультурных мероприятий, но и в организации и участии в различных спортивных соревнованиях, в том числе международного уровня. Например, воспитанники детского-дома для умственно отсталых детей Владимирской области принимали участие в международных спортивных соревнованиях в рамках "Спартакиады для детей с ограниченными возможностями" и заняли призовые места.

Воспитанники Ладвинского детского-дома интерната Республики Карелия также участвуют и занимают призовые места в регоинальных, всероссийских спратакиадах, международных олимпиадах. На протяжении 20 лет на базе данного дома-интерната проводятся Открытые Специальные Зимние и Летние Беломорские Игры для лиц с нарушением интеллекта -воспитанников, детских домов-интернатов, коррекционных школ и обеспечиваемых психоневрологических интернатов.

В детском-доме Калужской области имеется традиция проводить большую Спартакиаду, соревнования по ориентированию, теннису, футболу и др. В соревованиях принимают участие практически все воспитанники детского-дома совместно с сотрудниками.

В Тверской области в рамках реализации программы "Мы выбираем спорт воспитанники дома-интерната принимают активное участие всоревнованиях среди детей с ограниченными возможностями здоровья: по гребле на лодках класса "Дракон", "Веселые страты" и др.

Занятия физической культурой и спортом носят игровой характер, в них включаются игры, направленные на развитие памяти, произвольных движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений. Дети активно вовлекаются в занятия спортом и мероприятия по оздоровлению.

Организация спартакиад, участие в различных спортивных мероприятиях, в том числе международного уровня осуществляется также в Республике Марий Эл, Республике Бурятия, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Красноярском крае, Кировской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской областях.

В ряде регионов для работы с детьми-инвалидами, проживающими в домах-интернатах для умственно отсталых детей, привлекаются волонтеры. Например, во Владимирской области заключены договоры о сотрудничестве с 8 фондами и организациями (в частности, фондами "Маленькая радость", "ГК. Магакеляна, "Я есть! ", муниципальной школой г. Кольчугино, 000 "Штраус" и др.).

По информации Удмуртской республики совместно с волонтерами и добровольными помощниками проводятся игровые шоу, лазерные бои, игры, туристические поездки. Участие волонтеров и добровольцев в жизни детей-инвалидов играет большую роль в социальной интерграции детей в общество. Творческая деятельность, в которую вовлекаются воспитанники детских домов-интернатов способствует не только развитию интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сфер, но и представляет возможности для самореализации.

Например, в детском доме-интернате Ивановской области начиная с2006 года работает театральная студия "Страна чудес", которая входит в реестр особых театров России и является постоянным участником Всероссийского фестиваля особых театров "Протектр". Воспитанники, входящие в состав указанной студии принимают участие не только в театрализованных мероприятиях, но и в изготовлении театральных костюмови декораций для театральных постановок. Деятельность в театральной студии включает проведение с детьми тренингов по актерскому мастерству, сценической речи, ритмике, исихогимнастике и сказкотерапии. При этом, хотелось бы отметить, что во всех детских-домах, по информации субъектов Российской Федерации, осуществляется творческая деятельность, которая выражается в организации кружковой деятельности разной направленности (бисероплетение, вокально-музыкальная деятельность, театральные кружки, танцевально-хореографические занятия, лепка, рисование и т.д.).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на технологии работы, используемые на базе детских домов-интернатов, которые направлены на оказание помощи и поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов. Так, с 2015 года в "Ново-Никольском детском доме-интернате для умственно отсталых детей" Смоленской области действует служба сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов аутического спектра, и служба постинтернатного сопровождения выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей в целях их дальнейшего трудоустройства и профессиональной деятельности. С 2014 года в "Ново-Никольском детском доме-интернате для умственно отсталых детей" Смоленской области реализуется комплексная программа по работе с семьей «Лучики надежды», которая представляет собой систему разноплановой деятельности специалистов учреждения, направленную на решение проблем не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителей, позволяет определить у детей с особыми нуждами: индивидуально психологические особенности, резервныевозможности, «зону ближайшего развития», пути помощи им и их семьям врешении, имеющихся у них проблем, что очень важно для создания условийэффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.

Программа «Лучики надежды» включает в себя следующие блоки(подпрограммы):
1. «Мы вместе» - по работе с семьями воспитанников детского дома-­интерната.
2. «Ступени» - по работе с детьми, страдающими различными формами детского церебрального паралича, нарушениями физического развития.
3. «История успеха» - по работе с детьми, имеющими лёгкую степень умственной отсталости, ЗГIР, нарушения речевого развития.
4. «Клуб самоделкиных» - -направлена на развитие творческого потенциала детей и их личностного развития.
5. «Семейная гостиная» - оказание консультативной помощи родителям, семье по вопросам воспитания, развития, выстраивания продуктивного коммуникативного общения с детьми.
6. «Воскресная семья» - как форма семейного устройства воспитанников детского дома.

Также в Республике Карелия в период с 2013 по 2015 годы в Ладвинском детском-доме интернате при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализован проект «Семья - каждому ребенку», направленный на гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение воспитательного потенциала семей, возвращение детей в кровную семью. В результате реализации мероприятий данного проекта в 2014 году трое детей были возвращены в кровные семьи.

На базе Бельско-Устьенского детского дом-интерната для умственно отсталых детей» Псковской области функционирует «Школа принимающих родителей» для осуществления подготовки и сопровождения приемных семей. За период с 2013 по 2015 в «Школе принимающих родителей» прошли обучение 25 человек. Благодаря работе данного проекта кандидаты в приемные родители участвуют в психологическом консультировании, узнают об особенностях воспитания детей с нарушениями развития, оценивают свои возможности и принимают осознанное решение о принятии ребенка в семью, кандидаты в родители обмениваются мнениями, опытом. В учреждениях проводятся «Дни открытых дверей» для общения воспитанников сродственниками и возможными усыновителями, приемными родителями.

Проводится работа по восстановлению родственных связей. Так, в случае необходимости осуществляется содействие в доставке воспитанников к родственникам в выходные дни и в каникулярное время. Регулярносоциальные работники пишут письма родителям, в которых сообщают об успехах детей, посылают фотографии с мероприятий.

В целях укрепления ресурсного потенциала родителей, преодоления их изолированности, содействия развитию форм взаимной поддержки в 2015 году на базе дома-интерната Кировской области создана Служба поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В рамках деятельности Службы поддержки осуществляется консультирование, социально-психологическая поддержка, а также информационно-методическая деятельность. Обучение родителей практическим навыкам общего ухода за детьми осуществляется в форме тренингов, дней открытых дверей, семинаров-практикумов, мастер-классов, творческих лабораторий и других мероприятий. Разработаны буклеты: «Деятельность службы поддержки родителей, воспитывающих детей инвалидов», «Золотые правила компетентных родителей», «Советы для родителей от психолога», «Советы для родителей от дефектолога», раздаточный материал: «Чему учить ребенка дома?».

В целом хотелось бы отметить, что информация, представленная субъектами Российской Федерации об имеющихся практиках работы с детьми-инвалидами на базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей является многогранной.

Можно сделать вывод, что имеется множество технологий, методик и практик работы с детьми-инвалидами, их родителями, как применяемых уже достаточно длительное время, так и используемых относительно недавно, но интересных и нужных для обучения, развития и умственно отсталых детей, оказания им помощи и поддержки.