НКО на рынке соцуслуг: барьеры не исчезли
НКО на рынке соцуслуг: барьеры не исчезли

31.01.2018

Социально ориентированные НКО в 2017 году получили на свою деятельность в два раза больше бюджетных средств, чем в 2016 году, заявила вице-премьер правительства Ольга Голодец на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, которое состоялось 30 января.


«В Российской Федерации социальные услуги негосударственными организациями в 2016 году за счет бюджетов разных уровней оказывались на 5,2 миллиарда рублей, в 2017 году эта сумма увеличилась до 11 миллиардов рублей», — заявила О. Голодец.

В ходе заседания, посвященного проблеме доступа социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок оказания социальных услуг населению, Ольга Голодец напомнила, что сегодня перед регионами стоит задача обеспечить равный доступ к оказанию соцуслуг населению для государственных и негосударственных поставщиков, включая СО НКО.

В декабре 2015 года Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию поставил задачу обеспечить передачу социально ориентированным НКО до 10 % бюджетных средств, направляемых на предоставление социальных услуг населению в субъектах Российской Федерации. Через год, 1 декабря 2016 года, президент еще раз подчеркнул: «Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации».

В мае 2016 года вице-премьер Ольга Голодец утвердила Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы. Реализация Комплекса мер на местах уже привела как к росту числа СО НКО – поставщиков соцуслуг, так и к увеличению объема бюджетных средств, которые получают НКО, оказывающие соцуслуги населению по заказу государства.

Между тем, для НКО во многих случаях сохраняются барьеры, не позволяющие говорить о равном доступе на рынок соцуслуг для негосударственных и государственных поставщиков. Так, по словам члена Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Александра Спивака, в социальном обслуживании одна из основных проблем – низкий размер компенсаций за оказанные услуги, который часто не покрывает даже минимальные расходы. В настоящее время размер компенсаций устанавливается регионами и зависит от размера тарифа, утвержденного для той или иной социальной услуги.

«Сохраняется фактическое неравенство между государственными организациями, имеющими иные источники финансирования своей деятельности, и СО НКО, работающих только в рамках тарифа. Процесс определения подушевого норматива финансирования и размера компенсаций пока непрозрачен, в их обсуждении не участвуют поставщики услуг», - заявил Александр Спивак.

Низкие размеры компенсаций за оказанные услуги, зачастую, не покрывают даже минимальные расходы организаций, отметил А. Спивак. Например, в Ростовской области тариф за социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, - 13,3 рубля за занятие, в Оренбургской области - 24,81 рубля. За покупку и доставку на дом продуктов питания в Ростовской области - 15,2 рубля, в Оренбургской - 11,41рубля. За социально-психологическую коррекцию - соответственно 42,16 рубля и 4,82 рубля.

"Формально региональные и муниципальные соцучреждения финансируются исходя из этих же тарифов, - объясняет А. Спивак. -  Но помимо этого государство берет на себя многие их расходы: за помещение, административные и так далее. У НКО такой поддержки нет. А тариф не способен обеспечить даже месячную зарплату специалисту, не говоря уже о покрытии счетов за помещение, связь, транспорт".

"Некоммерческие организации не стремятся извлекать здесь какую-то прибыль, но действующие тарифы не покрывают даже трудозатрат", - поддержала коллегу зампред Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Тополева-Солдунова. На рабочем совещании, которое прошло в Совете 22 января, она особо обратила внимание на то, что тема привлечения социально ориентированных НКО на рынок соцуслуг требует многолетней последовательной работы. «Если не заниматься этим вопросом последовательно в течение многих лет, то рассчитывать на успех бессмысленно», - заявила Е. Тополева-Солдунова.

Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере рассматривал проблему низких компенсаций для СО НКО – поставщиков соцуслуг на своем заседании в апреле 2017 года. Тогда вице-премьер Ольга Голодец дала поручение Минтруда России разработать методические рекомендации для регионов по вопросу «установления экономически обоснованного размера и порядка выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)». Однако этот документ еще находится в процессе разработки.

Накануне заседания Совета был проведен опрос небольшой панели представителей НКО из ряда регионов. 84,6% опрощенных представителей НКО сообщили, что, насколько им известно, изменения в установленных размерах компенсаций в их регионах не проводились. Часть опрошенных указала, что фактически произведенные ими затраты на оказание социальных услуг лицам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в установленном порядке, в 2016 году оказались более, чем в 10 раз выше компенсации из бюджета. К счастью, многие СО НКО успешно участвуют в программе президентских грантов, а также привлекают другие источники финансирования, например, частные пожертвования.

По словам Александра Спивака, в некоторых регионах у СО НКО существуют и другие проблемы с доступом на рынок соцуслуг. Так, например, в ряде случаев на рынке возникают «новые монополисты» - организации в форме СО НКО, получающие максимальную долю бюджетных средств. Они являются некоммерческими организациями лишь юридически, при этом им передаются имущество и кадровый потенциал реорганизуемых бывших государственных учреждений – ликвидированных или реорганизованных.

Тем не менее, ситуация с доступом некоммерческих организаций на рынок соцуслуг в различных регионах обстоит по-разному. Так, словам Ольги Голодец, лучшие условия созданы в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Саха-Якутия. А заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, в свою очередь, отметил достижения Пермского края, Архангельской, Мурманской и Тамбовской областей.

В ближайшее время будет опубликован протокол заседания.

Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере