26.02.2021
24 февраля 2021
Участники заседания, прошедшего под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой в формате видеоконференции, обсудили вопросы деинституциализации государственной системы попечительства над детьми.
В своем вступительном слове вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на начало 2021 года составила 406 128 человек, почти 365 тыс. из которых находились на воспитании в замещающих семьях.
Татьяна Голикова отметила, что «несмотря на пандемию, в 2020 году сохранилась положительная динамика» семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, численность воспитанников в организациях для детей-сирот в прошлом году уменьшилась на 6% и составила немногим более 37 тыс. На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тыс. детей, на возмездную форму – почти 12 тыс. Усыновлено 2,5 тыс. детей. Численность детей-сирот в государственном банке данных в среднем по России сократилась на 6,6%, а в 28 регионах страны - на 10-30%.
Одновременно с этим в 2020 году на 8,4% сократилась численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на 20% уменьшилось и составило 1,5 тыс. число отобранных у родителей детей в связи с непосредственной угрозой их жизни или здоровью.
Вице-премьер отметила, что для более эффективной работы по профилактике социального сиротства и помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, важно понимание причин, по которым дети оказываются без попечения родителей. С этой целью по поручению совета был проведен анализ форм статистической отчетности и их содержания. По итогам анализа с января текущего года форма федерального статистического наблюдения № 103-РИК дополнена данными о причинах выявления детей-сирот.
Таким образом, теперь формируется статистика о численности детей, у которых оба родителя (или единственный родитель) ограничены в родительских правах, признаны недееспособным (ограниченно дееспособными), находятся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы, объявлены в розыск; данные о численности детей, оставленных родителями в организациях по окончании срока временного пребывания, а также детей, отобранных у родителей или оставленных при рождении.
«Мы все понимаем, что основная задача - это сохранение семейных отношений между кровными родственниками и развитие таких форм, как опекунство и усыновление», - подчеркнула Татьяна Голикова, отметив важность понимания причин выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства.
Зампред Правительства обратила внимание на то, что органы опеки в настоящее время перегружены полномочиями. «Федеральным законодательством на опеку возложено более 50 функций и полномочий, региональным - еще порядка 39, зачастую не свойственных опеке. При этом средняя нагрузка на одного специалиста составляет 3 тыс. детей», - заявила Татьяна Голикова, добавив, что сложившаяся ситуация требует переформатирования работы органов опеки и попечительства.
Вице-премьер напомнила, что эта работа уже начата. В частности, по поручению совета в июле 2020 года создана межведомственная рабочая группа по разработке Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства. Разрабатываемый документ предполагает установление универсальной модели органов опеки и попечительства и формирование единой терминологии в области защиты прав детей и семьи. Это, как считают эксперты, позволит установить общие правила в области опеки и попечительства и дифференцировать правовые режимы в отношении детей и их законных представителей.
Однако еще более масштабная работа связана с переходом до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации. Соответствующий план мероприятий («дорожная карта») утвержден Минпросвещения, Минтрудом и Минздравом России по итогам поручений Правительства и совета. В ряде регионов вопрос о переходе к единой подведомственности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже решен, а в отдельных регионах, среди которых Москва, данная модель реализуется на практике.
В свою очередь, член совета, президент БФ «Волонтеры детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что в процессе работы над проектом изменений в Постановление Правительства №481 акцент сместился на единую подведомственность организаций для детей-сирот, вместо установления единых требований для них. Согласно замечанию эксперта, первоначальный смысл предложенных изменений заключался, в первую очередь, в отказе от разделения организаций для детей-сирот на различные типы в зависимости от возраста и состояния здоровья помещаемых в них детей. «Соответствующее решение закреплено протоколом заседания совета от 1 февраля 2019 года», - напомнила Елена Альшанская.
Справочно
«пункт 3. Минпросвещения России (О.Ю. Васильевой), Минздраву России (В.И. Скворцовой) и Минтруду России (М.А. Топилину) с участием членов совета подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, направленных на унификацию требований к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исключение разделения указанных организаций на образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги)».
Из текста Протокола заседания Совета №1 от 1 февраля 2019 года
В настоящее время организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на несколько типов: медицинские организации (дома ребенка), образовательные организации и организации, оказывающие социальные услуги. В зависимости от особенностей здоровья или возраста дети помещаются в ту или иную организацию. В частности, дети с инвалидностью помещаются в детские дома-интернаты (ДДИ), подведомственные органам исполнительной власти в сфере социальной защиты. При этом таких учреждений в субъектах Российской Федерации, как правило, немного, и помещение детей в них приводит к удалению от родных мест проживания. Иногда дети помещаются в такие организации временно в связи с трудной жизненной ситуацией в семье, и удаленность учреждения препятствует сохранению связи ребенка с родителями в этот период. Разделение организаций для детей-сирот на типы приводит также к разлучению братьев и сестер в случаях разницы в возрасте (дети младше 4-х лет помещаются в дома ребенка).
Наличие разных типов организаций для детей-сирот, по мнению Елены Альшанской, не позволяет реализовать нормы, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ №481, в том числе требования, согласно которым дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.
Члены секции Совета «Семья, материнство и детство» Вадим Меньшов, Наиля Новожилова, Алла Дзугаева также подняли вопросы о необходимости развития института профессиональной приемной семьи и защиты имущественных прав детей.
Вице-премьер Татьяна Голикова поручила провести рабочее совещание по проработке всех поступивших в ходе заседания предложений с участием членов совета и представителей заинтересованных министерств. Его проведет директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации Татьяна Синюгина.
Протокол ожидается в ближайшее время.
Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере